Рентгенологические изменения желчных протоков по данным ретроградной холангиогрфии при опухолевом поражении гепатопанкреатодуоденальной зоны
Завора А.В., Котовский А.Е., Глебов К.Г.
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, ГКБ №15 им. О.М. Филатова
Москва
Были проанализированы эндоскопические ретроградные холангиограммы у 158 больных механической желтухой (МЖ) злокачественной этиологии. Все пациенты были разделены на 3 группы: в 1 группу вошли 102 больных раком поджелудочной железы (ПЖ), во 2 – 29 человек с опухолью общего желчного протока (ОЖП), и в 3 группу – 27 пациентов раком большого сосочка двенадцатиперстной кишки (БСДК).
При анализе холангиограмм особое внимание обращали на форму, локализацию стриктуры желчных протоков (ЖП), ее протяженность, конфигурацию, рентгенологическая характеристика «внутренних» границ зоны сужения и обтурации ЖП, состояние ЖП проксимальнее и дистальнее области стриктуры.
У 102 больных раком ПЖ были выделены рентгенологические признаки характерные для поражения ее головки и тела. Для рака головки ПЖ в 45% случаев отмечаются изменения ЖП в дистальных отделах протока в виде сдавления, деформации и «полного блока» с супрастенотическим расширением неизмененной части ЖП, при этом диаметр внепеченочных ЖП увеличивается более чем в 2 раза, при отсутствии сброса рентгеноконтрастного вещества в двенадцатиперстную кишку (ДПК) в 90% случаев. Границы сужения ровные, четкие; края закругленные; «траектория» ОЖП сохранена с расширением долевых и внутрипеченочных ЖП, проксимальная граница сужения часто «воронкообразная»
У больных с преимущественным поражением тела ПЖ характерны сужения засчет сдавления сдавление ЖП на уровне средней трети ОЖП, при этом видна неизмененная по диаметру и конфигурации дистальная часть ЖП до уровня стриктуры и расширенные отделы ЖП проксимальнее стриктуры. Одним из характерных рентгенологических признаком поражения тела ПЖ является полисегментарное сдавление ЖП, которое отмечено нами у 10% больных. В остальных случаях рентгенологические признаки поражения ЖП при раке головки и тела ПЖ идентичные. Поэтому провести дифференциальную диагностику сразу после выполнения холангиографии практически не представляется возможным, и только ретроспективный анализ рентгенограмм с детальной оценкой рентгенологических признаков при знании точного клинического диагноза позволяет выделить характерные признаки. Однако клинического и практического значения это не имеет, т.к. технологии хирургических и эндоскопических декомпрессионных манипуляций одинаков. (Рис. 1)
Рис. 1. Схемы вариантов строения и частота встречаемости изменений общего желчного протока |
У 29 больных причиной желтухи явился рак ОЖП, который представлял собой протяженное сужение с неровными нечеткими контурами, выраженным расширением проксимальных отделов ЖП и отсутствием изменений диаметра ЖП дистальнее опухоли.
При дистальных опухолевых поражениях ОЖП на рентгенохолангиограммах отмечается выраженное сужение в дистальном отделе холедоха со значительным расширением вне- и внутрипеченочных ЖП (Рис. 2).
При сравнительном анализе рентгенохолангиограмм больных раком гепатикохоледоха и ПЖ нами выявлено, что отличительной особенностью сужений ЖП при раке ПЖ является их относительная симметричность и «ровность» контуров в области стриктур ЖП, а при раке гепатикохоледоха отмечается неровность, «изъеденность» контуров протока на фоне тубулярных стенозов. Проксимальные отделы ЖП дилатированы вплоть до внутрипеченочных ЖП.
Рис. 2. Схемы вариантов строения и частота встречаемости изменений |
Во всех 27 случаях рака БСДК при анализе рентгенохолангиограмм нами отмечено характерное, типичное строение ОЖП, с полным блоком в терминальном отделе холедоха и равномерным значительным расширением вне- и внутрипеченочныъх ЖП (Рис. 3).
Рис. 3 Схема типичного варианта строения гепатикохоледоха |
Таким образом, анализ эндоскопических ретроградных холангиограмм позволяет выявить наиболее характерные рентгенологические признаки злокачественного поражения головки и тела ПЖ, ОЖП и рака БСДК, что дает возможность установить правильный диагноз и определить тактику лечения.