Герпетическое поражение пищевода

Буторин Н.Н., к.м.н., заведующий отделением эндоскопии


Резникова О.С., врач -эндоскопист


ГБУЗ Республики Хакасия «Республиканская клиническая больница имени Г. Я. Ремишевской», отделение эндоскопии

г. Абакан


Заболевания пищевода привлекают сейчас большое внимание в связи с быстрым ростом их распространенности. Несмотря на определенные достижения в этой области, многие вопросы, тем не менее, остаются недостаточно ясными, так, из интересных проблем является этиологическая структура язв пищевода. На возможность связи вируса простого герпеса (ВПГ) и эзофагита ранее указывали отечественные авторы. Принято считать, что герпетический эзофагит в большинстве случаев наблюдается у пациентов с иммунодефицитными состояниями (ВИЧ-инфекция, онкологические заболевания, иммуносупрессивная терапия) и относительно редко встречается у пациентов с нормальным иммунитетом.

Следует отметить, что в последнее время возрастает внимание к иммунологическим аспектам патологии верхнего отдела пищеварительного тракта. Высказывается точка зрения, что фактором риска герпетической инфекции в пищеводе может быть эозинофильный эзофагит. Заболевание в 3 раза чаще регистрируется у мужчин (средний возраст 35 лет), чем у женщин. Клиническая симптоматика чаще проявляется в виде одинофагии (60,7 %), дисфагии (37,5 %), лихорадки (51,8 %). Продромальные респираторные симптомы и оролабиальные герпетические высыпания наблюдаются в 25 % случаев.

На эндоскопическом исследовании, как правило, выявляются множественные язвы (58,9 %), расположенные в нижней и средней трети пищевода. Для диагностики этиологии заболевания рекомендуется выполнять определение ВПГ методом ПЦР или прямого иммунофлюоресцентного анализа в биоптатах. Чувствительность ПЦР равняется 92–100 %, специфичность — 100 %. Наиболее оптимальным лечением герпетического эзофагита является назначение противовирусного препарата Ацикловира

Приводим случай поражения пищевода вирусом простого герпеса:

Пациентка Б., 56 лет, обратилась на прием в поликлинику с жалобами на ретростернальные боли, возникающие после приема пищи. В результате клинического осмотра была диагностирована гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь и назначена терапия: модификация образа жизни и диеты, ультоп 40мг 1 раз в день, альмагель 5 мл 4 раза в день. Через месяц было зафиксировано ухудшение самочувствия, проявлявшееся усилением ретростернальных болей после приема пищи, неспособностью проглатывать твердую пищу. Наблюдалось снижение веса на 5 кг.

21.08.2014 пациентка была госпитализирована в терапевтическое отделение Хакасской Республиканской больницы с жалобами на одинофагию, дисфагию, которая значительно затрудняла прием пищи, периодическую рвоту, снижение веса. В анамнезе не отмечалось данных о наличии сигнальных симптомов, отсутствовали сведения, позволяющие предположить историю ГЭРБ, наличие онкологических заболеваний и ВИЧ-инфекции. Пациентка отрицала длительные курсы приема лекарственных препаратов. Отсутствовали сведения о длительно протекающих хронических заболеваниях различных органов. Пациентка не имела инфекционных заболеваний в течение последнего года.

Рост больной составил 158 см, вес 54 кг. Температура тела была равна 36,6оС. При осмотре видимые кожные покровы и слизистые чистые, обычной окраски. Сердечные тоны ясные, ритмичные, частота сердечных сокращений 84 удара в минуту, артериальное давление 130/80 мм рт ст. При аускультации дыхание везикулярное, хрипы не прослушиваются. При пальпации живота определялась легкая болезненность в эпигастральной области, печень не увеличена.

22.08.2014 была проведена эзофагогастродуоденоскопия, на которой отмечалась гиперемия слизистой пищевода с наличием во всех отделах полушаровидных красных образований 0,3–0,5 см с язвенным кратером в центре (рис. 1). Были взяты несколько биопсий из язвенных дефектов и высказано предположение о поражении пищевода ВПГ.

В анализах крови гемоглобин 136 г/л, количество лейкоцитов 7,8 х 109 /мл, СОЭ 12 мм/ч. Анализ крови на ВИЧ-инфекцию отрицательный. Показатели клеточного и гуморального иммунитета в анализе крови без существенных изменений.

IgM к вирусу простого герпеса определялись в сыворотке крови с помощью иммуноферментного анализа на ИФА-анализаторе «СтатФакс-3000» с использованием тест-системы «ВектоВПГ–IgM» («Вектор-Бест», Россия). Результат ИФА-диагностики: индекс позитивности для IgM ВПГ составил 1,6. В биоптатах из слизистой пищевода методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) определялась ДНК ВПГ на амплификаторе «ICycler IQ5» с применением тест-системы «РеалБест ДНК ВПГ 1,2» («Вектор-Бест», Россия). Результаты ПЦРдиагностики — 105 копий ДНК ВПГ.

Морфологическое исследование биоптатов из слизистой оболочки пищевода: выявлены участки многослойного плоского эпителия с выраженной балонной дистрофией эпителиальных клеток. В отдельных полях зрения — внутриядерные эозинофильные включения (тельца Кодри). Количество эозинофилов в полях зрения не больше 3 (рис. 2).

Эзофагогастродуоденоскопия   Морфологический препарат слизистой пищевода (окраска гематоксилином и эозином, увеличение х40).
Рис. 1. Эзофагогастродуоденоскопия от 22.08.2014
(Olympus GIF 180). Режим осмотра в узком спектре
света (NBI). Заключение множественные кратероо-
бразные язвы пищевода
  Рис. 2. Морфологический препарат слизистой
пищевода (окраска гематоксилином и эозином,
увеличение х40). Стрелкой показаны эозинофиль-
ные включения (тельца Кодри)

На основании проведенного обследования установлен диагноз язвенный эзофагит, вызванный вирусом простого герпеса.

Пациентке была назначена противовирусная терапия препаратом Ацикловир в стандартной дозе 6,2 мг/кг массы тела per os каждые 8 часов в течение 10 дней. Через 10 дней было зарегистрировано выраженное клиническое улучшение, сопровождавшееся исчезновением одинофагии, дисфагии и других болезненных симптомов. Пациентка не испытывала никаких затруднений при приеме пищи.

При повторном эндоскопическом исследовании 05.09.2014 слизистая пищевода розовая, эластичная, сосудистый рисунок сохранен. Язвенные кратеры в пищеводе не определяются. Заключение: эндоскопическая картина нормальной слизистой пищевода. В динамике (декабрь 2015 года) эндоскопических изменений в пищеводе нет, дисфагии, одинофагии больная не отмечает.

Заключение

В настоящее время накапливается все больше информации, свидетельствующей о гетерогенности патологии пищевода. Определенный вклад в этот процесс вносит явление рефрактерной к ингибиторам протонной помпы ГЭРБ. Нельзя не обратить внимание на значительный прогресс в изучении патологии печени, желчного пузыря и желудка после изучения роли инфекционных факторов в генезе патологии. В этой связи демонстрация клинического случая герпетического эзофагита представляется нам весьма современной и важной.

ЦДКиС

Организаторы:

ООО «ЦДКиС»
Офис: Санкт-Петербург,
Выборгское шоссе
Выставка «Коттеджи в Озерках»

Тел. / Факс:

+7(812) 635-70-15
+7(812) 635-70-16

info@cdkscenter.ru

ЦДКиС