Опыт эндоскопического удаления доброкачественных новообразований ободочной и прямой кишки
Шитиков И. В.,
заведующий отделением лучевой диагностики и интраскопии
Косенко В. А.,
врач-эндоскопист отделения лучевой диагностики и интраскопии
Кабанов О. П.,
врач-эндоскопист отделения лучевой диагностики и интраскопии
Дмитриев А. В.,
хирург-эндоскопист, к. м. н., ассистент кафедры хирургических болезней № 2 ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России
МБУЗ «Городской больницы № 20
г. Ростов‑на-Дону
Актуальность:
В последние годы в колопроктологии все большее распространение приобретают эндоскопические методы лечения. Среди таких вмешательств далеко не последнее место занимает эндоскопическое удаление доброкачественных новообразований толстой кишки. Будучи малоинвазивной хирургической методикой, эндоскопическое вмешательство при правильной тактике отбора пациентов, грамотном выполнении самого эндохирургического пособия, а также рациональном послеоперационном ведении больных является вполне эффективным методом лечения, а в ряде случаев заменяет традиционные трансабдоминальные хирургические операции.
Целью настоящей работы явилась оценка эффективности видеоэндоскопического удаления доброкачественных новообразований ободочной и прямой кишки.
Материалы и методы:
Ретроспективно было проанализировано 78 клинических случаев с доброкачественными опухолями толстой кишки, находящихся на стационарном лечении в МБУЗ «Городская больница № 20 города Ростова-на-Дону. Всем пациентам выполнено эндоскопическое удаление новообразований. Период наблюдения составил с 2011 по 2014 гг. В исследуемой группе было 32 мужчин (41 %) и 46 женщин (59 %) в возрасте от 10 до 82 лет (45,2±5,4). Размеры опухоли были более 30 мм в диаметре. Максимальный размер составлял 65 мм. Всем больным в предоперационном этапе выполнялась диагностическая видеоколоноскопия с мульфокальной биопсией. Только после гистологического исключения злокачественного роста проводилось внутрипросветное эндохирургическое пособие. Операцию выполняли колоноскопами Olympus 180‑й серии (Япония), инъекторами и диатермическими петлями фирмы Olympus (Япония) и Endo-Flex (Германия), электрохирургическим блоком ЭХВЧ 350 (Россия). Использовался общепринятый способ эндоскопической резекции слизистой оболочки толстой кишки с техническими нюансами. Отметим, что в 21 (26,9 %) случае потребовалось использование поверхностного наркоза в виде внутривенного введения пропофола. Подготовка пациентов проводилась препаратом натрия гидрофосфата додекагидрат/натрия дигидрофосфата дигидрат по стандартной методике или очистительными клизмами. Удаленный макропрепарат подвергался тщательному гистологическому и цитологическому исследованию. Ни в одном случае не выявлен злокачественный процесс. Всем больным в послеоперационном периоде назначался постельный режим, анальгетическая и гемостатическая терапии. С целью контроля зоны оперативного вмешательства проводились плановые эндоскопические обследования.
Результаты и их обсуждение:
За анализируемый период было выполнено 28 (35,9 %) манипуляций в прямой кишке, 33 (42,3 %) — в сигмовидной кишке и 17 (21, 8 %) — в остальных отделах толстой кишки. Все образования были удалены фрагментарно. У 11 (14,1 %) пациентов были зарегистрированы осложнения в виде кровотечений с последующим эндоскопическим гемостазом (клипирование) (Рис. 1). В 4 случаях (5,1 %) данное осложнение привело к приостановке дальнейшей манипуляции и, как следствие, к двухэтапному удалению образования (Рис. 2). У 3 пациентов (3,8 %) наблюдался рецидив новообразования в сроки от 3 месяцев до 1 года, в связи с чем было произведено повторное эндоскопическое удаление. Считаем, что рецидив новообразований связан либо с широкой ножкой, либо такой формой опухоли, которая представляла значительные технические сложности при оперативном вмешательстве. Динамическое наблюдение проводилось через 1, 3, 6 и 12 месяцев, 2‑й год — каждые 6 месяцев, а в дальнейшем — 1 раз в год. Такое активное диспансерное наблюдение повышает шанс выявлять рецидив опухоли в самом начале ее развития, что позволяет своевременно выполнять повторные вмешательства, тем самым улучшая отдаленные результаты лечения.
Отметим, что прицельная биопсия по своей точности и информативности получаемого материала значительно уступает тотальной биопсии в определении истинного морфологического строения полипов. Тем не менее, мы считаем целесообразным выполнение ее во всех случаях, так как она позволяет судить о строении полипов в целом, что имеет большое значение для определения лечебной тактики. Морфологические формы опухолей были представлены тубулярными, ворсинчатыми, тубуловорсинчатыми аденомами.
Выводы:
Электрохирургическая полипэктомия при видео колоноскопии является эффективным методом диагностики и лечения доброкачественных новообразований толстой кишки (Рис. 3) и при правильном учете показаний и противопоказаний может с успехом выполняться во многих профильных стационарах. Активное диспансерное наблюдение за пациентами, перенесшими эндоскопическое вмешательство, является высокоэффективным диагностическим методом и позволяет выявлять рецидивы на самых ранних стадиях развития.