Сравнительные результаты эндоскопической резекции слизистой и диссекции в подслизистом слое в толстой кишке
Агапов М. Ю., Рыжков Е. Ф., Барсуков А. С.
Отделенческая клиническая больница на ст. Владивосток ОАО РЖД, отделение эндоскопии
Двойникова Е. Р.
Тихоокеанский государственный медицинский университет, кафедра факультетской хирургии, урологии г. Владивосток
Эндоскопическая резекция слизистой (EMR) и диссекция в подслизистом слое (ESD) могут быть использованы для удаления неполиповидных и на широком основании образований толстой кишки.
Цель.
Сравнить эффективность EMR и ESD удаления неполиповидных и на широком основании образований толстой кишки.
Материалы и методы: за время выполнения работы удалено 176 образований толстой кишки – 140 EMR и 36 ESD. Оценивался размер образования, его тип, морфологическое строение, время удаления, вероятность удаления единым блоком, осложнения и рецидивы. Средний возраст пациентов в группах диссекции в подслизистом слое и резекции слизистой составил - 63,2 (10,2) и 59,9 (10,9) соответственно (р=0,95).
Результаты.
Средний размер удаленных образований в группе ESD значительно превышал таковой для EMR - 34,7 (23,1) мм и 17,1 (10,6) мм соответственно (р<0,0001).
Тяжелая дисплазия и/или фокус аденокарциномы выявлен в 22,9% опухолей удаленных путем резекции слизистой и в 80,5% образований удаленных методом диссекции в подслизистом слое (р<0,0001).
Средняя продолжительность удаления опухоли была значительно выше при выполнении ESD, чем EMR - 119,1±11,9 и 15,1±1,4 минут соответственно (р<0,0001). Вероятность удаления образования единым блоком была сходна в обеих группах, однако, при образованиях размером ≥ 20 мм ESD позволяла удалить единым блоком 87,1% опухолей, по сравнению с 61,8% в группе EMR (р=0,014). Общее число осложнений в группах было сравнимым - ESD 16,6%, EMR
- 9,9% (р=0,24). Общее количество перфораций (как непосредственных так и отсроченных) в группе диссекции в подслизистом слое было выше (11,1%), чем в группе резекции слизистой (2,8%), разница находится на границе статистической значимости (р=0,056).
Вероятность возникновения непосредственной перфорации во время удаления была достоверно выше в группе диссекции в подслизистом слое (р=0,016). Рецидивы после удаления образования методом ESD не возникали, в группе EMR рецидивы развились в 10,5% наблюдений (р=0,044). Все случаи рецидива были устранены при повторном эндоскопическом вмешательстве.
Выводы.
Таким образом, основным преимуществом ESD над резекцией слизистой была возможность удаления крупных образований толстой кишки единым блоком, что приводило к снижению числа рецидивов по сравнению с EMR. Однако достигалось это за счет более высокой длительности вмешательства и повышения риска возникновения перфораций стенки органа во время удаления. Следовательно, показанием к применению диссекции в подслизистом слое должны быть ограничены случаями, когда удаление опухоли единым блоком имеет определяющее значение для дальнейшего прогноза пациента.