Инородные тела пищевода в практике эндоскописта
А. К. Мурадян, И. В. Анохин, И. В. Омельчук,
врачи-эндоскописты ОГУЗ Амурская областная клиническая больница
О. С. Олифирова,
зав. каф. хирургических болезней ФПК и ППС ГОУ ВПО Амурская государственная медицинская академия
г. Благовещенск
Инородные тела являются сравнительно редкой патологией, представляющей опасность для здоровья и жизни человека. В диагностике инородных тел могут возникать трудности в их распознавании, а также в оказании адекватной лечебной помощи. Несвоевременное удаление инородных тел может провоцировать кровотечения, перфорации полых органов с возникновением перитонита, абсцессов, медиастинита.
Целью исследования являлся анализ результатов эндоскопической диагностики и лечения больных с инородными телами пищевода.
Материалы и методы:
Инородные тела в просвете пищевода были обнаружены у 36 больных, получавших обследование и лечение в хирургическом отделении ОГУЗ Амурская областная клиническая больница (г. Благовещенск) с 2007 по 2009 гг. Из них мужчин было 17 (47,2%), женщин — 19 (52,8%). Средний возраст больных составил 58,2±0,7 года. Все больные поступили с жалобами на наличие инородных тел, проглоченных случайно накануне, болями за грудиной, дисфагию, гиперсаливацию. Длительность анамнестического периода составляла от 1 до 48 часов. Всем больным проводилось рентгенологическое исследование грудной клетки и пищевода с водорастворимым контрастом (по показаниям). Эндоскопическое исследование выполняли фиброгастродуоденоскопом Olimpus- GF-F3 с торцевым расположением оптики.
Результаты исследования:
У большинства больных инородными телами пищевода, явившихся причиной его обструкции, были большие куски пищи (сало, мясо, хрящи) в 27 наблюдениях; мясные и рыбные кости – в 6 и 2 случаях соответственно; кость абрикоса – в одном наблюдении. Инородные тела локализовались в местах физиологических сужений или стриктур пищевода различного генеза. У подавляющего числа больных (32; 88,9%) имели место в разной степени выраженные стриктуры пищевода после ожогов (28) и оперативных вмешательств на пищеводе (4). Чаще инородные тела обнаруживались в верхней трети пищевода (18), несколько реже – в средней (8) и нижней трети (10). У всех больных инородные тела были одиночными. Наличие инородных тел, обструкция пищевода, возможность перфорации его стенки явились показанием для лечебной эндоскопии, направленной на удаление инородных тел из просвета пищевода. Предварительно проводилась общепринятая премедикация. Извлечение инородных тел проводили под строгим визуальным контролем и постоянной инсуффляцией воздуха. При обнаружении инородного тела уточняли его локализацию, форму, положение, смещаемость, наличие изменений прилежащей стенки пищевода. Эндоскопическое удаление инородных тел было индивидуальным в каждом конкретном случае. Для этой манипуляции использовали щипцы типа «крокодил», диатермические петли, корзинки Дормиа. В тех ситуациях, когда обструкция пищевода была вызвана крупными кусками пищи (мяса), их фрагментировали и частично извлекали с помощью эндоскопа. Оставшиеся менее крупные фрагменты пищи смещались в желудок самостоятельно, если стриктура пищевода лишь частично обтурировала его просвет. Кости различного происхождения не были внедрены в стенку пищевода и их удалось извлечь эндоскопически. Продолжительность эндоскопического извлечения инородных тел составляла от 30 мин. до 1,5 часа и зависела от размера, положения инородного тела и опыта эндоскописта. У 4 больных инородные тела извлечь не удалось из-за их вклиненения в просвет пищевода, невозможности смещения и вероятности перфорации пищевода. Им были выполнены оперативные вмешательства. После эндоскопического извлечения инородных тел всем больным проводили рентгенологический контроль грудной клетки и пищевода с применением водорастворимого контраста. У одного больного возникло осложнение – эрозивный эзофагит.
Выводы:
1. Инородные тела пищевода являются редкой, требующей индивидуальной эндоскопической тактики патологией.
2. Эндоскопическое извлечение инородных тел является очевидной альтернативной хирургическому лечению и стало возможным в 88,9% наблюдений у больных с инородными телами пищевода.