Информационные технологии в работе эндоскопического отделения
Воронин С. М. - медицинский брат отделения эндоскопических методов исследования Медицинского центра Банка России, г. Москва
д.м.н. Белова Г. В. - зав. отделением эндоскопических методов исследования Медицинского центра Банка России г. Москва
Современный этап развития эндоскопии характеризуется значительным усложнением проводимых исследований, разработкой и освоением новых эффективных методов обследования и оперативного вмешательства, увеличением частоты и объемов проводимых диагностических процедур. Вместе с тем, эндоскопия продолжает оставаться одним из потенциальных путей распространения широкого круга внутрибольничных инфекций. Так, увеличение числа проводимых эндоскопических манипуляций в условиях бесконтрольной обработки, может являться причиной переноса инфекций с контактным и парентеральным механизмами передачи возбудителя, в том числе ВИЧ и вирусных гепатитов В и С от одного пациента к другому. В связи с чем необходимыми становятся вопросы контроля качества обработки, хранения, а также местонахождения оборудования и сотрудников. Развитие новых медицинских технологий данной направленности становится одним из приоритетных направлений развития современной медицинской науки и практики.
Цель исследования: показать возможности применения современных информационных технологий в работе отделения эндоскопии.
Материалы и методы: с 1998 года по настоящее время в работе отделения эндоскопических методов исследования Медицинского центра Банка России применяются постоянно совершенствующиеся высокотехнологичные методы обработки и хранения аппаратуры и инструментария. В 2013 году был внедрен в практику метод радиочастотной идентификации оборудования.
Применяемое оборудование включает в себя:
Репроцессор OER-AW (Olympus, Япония). Данная модель многофункциональна и имеет параметры, по которым отслеживается процесс обработки. Одним из ее достоинств является наличие считывающего устройства, позволяющее вести контроль и учет качества обработки эндоскопов, а также принтер, распечатывающий данные в виде чека, который может быть размещен как в истории болезни/амбулаторной карте пациента, так и журнале учета обработки оборудования.
Системы для сушки и хранения гибких эндоскопов WASSENBURG DRY (Johnson & Johnson, США). Шкаф для сушки и хранения эндоскопов. Шкаф оборудован системой подачи сжатого воздуха в сочетание с бактерицидным облучением. Система управления постоянно следит за поступлением воздуха в различные внутренние каналы эндоскопа во время его сушки. Для того, чтобы обеспечивать стабильное качество воздуха, этот воздух пропускается через систему фильтрации HEPA, которая удаляет из него любые микроорганизмы. В системе сушки и хранения используется повышенное воздушное давление, предупреждающее поступление воздуха при открытии дверцы шкафа.
Перед очередным использованием эндоскопов в работе их, нередко, приходится хранить более четырех часов, например, в ночное время или в выходные дни. При отсутствии оптимальных условий для сушки и хранения такие эндоскопы необходимо подвергать повторной обработке в начале каждого рабочего дня. Сушка эндоскопов в промежутке между их обработкой и последующим использованием препятствует росту микроорганизмов, таких как Pseudomonas и Acinetobacter. Хранение эндоскопов при контролируемых условиях окружающей среды означает, что состояние, которое было достигнуто в результате обработки, будет поддерживаться вплоть до момента, когда эндоскопы снова будут использованы в работе. Использование системы WASSENBURG DRY позволяет существенно снизить как расход дезинфицирующих средств, так и затраты времени на дополнительные процедуры очистки и дезинфекции. Системой сушки и хранения легко управлять при помощи сенсорного экрана, который поэтапно проводит пользователя через различные меню. Регистрация пользователя, эндоскопа и данных процесса позволяет проследить за ходом всего процесса сушки. Регистрируются и непрерывно контролируются температура, время хранения эндоскопа, циркуляция воздуха в шкафу, потоки воздуха в каналах эндоскопа и состояние воздушных фильтров (DRY 300).
Регистрация пользователя, эндоскопа и данных процесса позволяют проследить за ходом всего процесса сушки в системе DRY и при необходимости и наличии встроенного принтера также распечатать чек, который может быть размещен как в истории болезни/амбулаторной карте пациента, так и журнале учета обработки оборудования.
Описанная выше система контроля качества обработки и хранения эндоскопического оборудования необходима для отслеживания эпидемиологической истории последнего при возникновении или подозрении контаминации пациента каким либо инфекционным агентом при эндоскопических исследованиях и/или манипуляциях.
RTLS-система определения местоположения в режиме реального времени на основе Wi-Fi. Существующее семейство меток Ekahau имеет за собой более чем 10 летний опыт определения местоположения с помощью сетей Wi-Fi.
Ekahau RTLS наиболее точная и эффективная система на рынке, использует RF-энергию (радиочастоты) только для реализации внутренних функций. Интенсивность радиочастотных излучений крайне низка, что обеспечивает отсутствие помех для работающего рядом эндоскопического электронного оборудования.
Оборудование, применяемое в нашем учреждении, существует в 3-х видах:
Ekahau A4 Asset Tag—метка для оборудования
имеет: 1) питание от батареи/аккумулятора, 2) интеллектуальный датчик движения, 3) удаленное конфигурирование метки, световую и звуковую индикация, 4) удаленное отслеживание уровня заряда батареи;
Ekahau B4 Staff Badge -Wi-Fi пейджер имеет:
1) интеллектуальную двухстороннюю связь между меткой и приложением,
2) дисплей для приема и отправки текстовых сообщений,
3) питание от внешних источников,
4) моно или 10-слотовое зарядное устройство,
5) интеллектуальный датчик движения, ≪panickey≫, кнопки вызова,
6) инфракрасный датчик для высокой точности через Location Beacon;
EkahauT301W-Wi-Fi браслет (можно носить на запястье или лодыжке с помощью больничного браслета, допускается дезинфекция и мытье водой) имеет:
1) 3D акселерометр,
2) двухцветный светодиод, вибро-сигнал,
3) настраиваемую кнопку для отправки тревожного или статусного сообщения,
4) инфракрасный датчик для высокой точности через Location Beacon,
5) моно или 9-слотовое зарядное устройство.
Информационный отчет по движению и обработке оборудования, а также по передвижению сотрудников выводится на персональный компьютер заведующего отделением.
Результаты: в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами в отделении регулярно 1 раз в 2 недели проводится проверка эндоскопического оборудования на наличие бактериальной контаминации. В течение последних 10 лет результаты посевов - отрицательны.
Заключение: таким образом, описанная выше система контроля качества обработки и хранения эндоскопического оборудования позволяет избежать контаминации эндоскопов и инструментария инфекционными агентами и переноса инфекции от одного пациента к другому.